ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитательная деятельность Учреждения ведется в рамках рабочей программы воспитания, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы основного общего образования ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» и направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также решение проблем их адаптации и социализации. 
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого примера, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:


  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

В воспитании детей целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:


  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  •  к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся способствует решение следующих основных задач:


  • реализация воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел;
  • реализация потенциала классного куратора в воспитании школьников, поддержка активного участия классных сообществ;
  • вовлечение обучающихся в кружки, студии, секции, работающие по программам внеурочной деятельности, дополнительным общеразвивающим программам, реализация их воспитательных возможностей;
  • реализация воспитательного потенциала и возможностей школьного урока (занятия), использование интерактивных форм занятий с детьми;
  • инициирование и поддержка детского самоуправления — как на уровне школы, так и на уровне Центра;
  • инициирование и поддержка деятельности детских общественных организаций;
  • организация профориентационной работы с обучающимися;
  • развитие предметно-эстетической среды школы, Учреждения и реализация ее воспитательных возможностей;
  • организация работы школьных медиа, реализация их воспитательного потенциала;
  • организация работы с законными представителями обучающихся, направленная на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в соответствии с календарным планом воспитательной работы в рамках направлений воспитательной работы, представленных в соответствующих модулях: «Основные школьные дела», «Классное кураторство» «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Самоуправление», «Профориентация», «Взаимодействие с родителями», «Профилактика и безопасность», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды», «Социальное партнерство, «Детские общественные объединения».

Основными формами работы являются:

  • коллективные творческие дела, интересные и значимые для школьников, объединяющие их вместе с педагогами в единый коллектив;
  • комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, волонтерской, трудовой направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума: участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану» и др.; в городских акциях «Сбереги дерево — сдай макулатуру», «Посади дерево», «Чистый город», «Белый цветок», «Бегу за тебя»;
  • общецентровские праздники «День педагога», «Наша гордость — Республика Крым», «День народного единства», «День матери», «Удивительный Новый год», «День защитника Отечества», «8 марта», «Великой Победе слава!», «Медицинским работникам посвящается, «День России»;
  • социальные, творческие, исследовательские проекты;
  • игровая деятельность (ролевые игры социальной направленности, игровые тренинги по развитию познавательных процессов, деловые игры, квесты);
  • мастер-классы;
  • различные формы дискуссий (ток-шоу, дебаты, диспуты, круглые столы и т.д.);
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • агитбригады;
  • трудовые и экологические десанты;
  • пешие прогулки по городу, экскурсии и походы выходного дня, тематические экскурсии-наблюдения, экскурсии по городам Крыма;
  • посещение театров, музеев, предприятий города;
  • спортивно-оздоровительные соревнования и туристические марш-броски;
  • дни дублера и дни самоуправления;
  • дни профилактики правонарушений;
  • тематические недели и декады;
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и проектах в дистанционном формате;
  • организация родительских собраний и онлайн-консалтинга и мн. др.
С целью развития социальных компетенций обучающихся в Центре организована работа детского самоуправления. Ребята принимают участия в решении вопросов дисциплины, культуры поведения, поддержания чистоты и порядка, организации полезного досуга.

Одной из успешно решаемых задач детского самоуправления в учреждении является реализация информационной функции через пресс-центр («Школьные медиа»), который включает:



  • общецентровскую газету «Калейдоскоп», на страницах которой размещается информация к тематическим неделям и образовательным событиям, интервью и результаты соцопросов. Ежегодно издается 44 номера стенгазеты;
  •  детское радио, которое транслирует рубрики с новостями о жизни школы и Центра, поздравлениями именинников, победителей конкурсов и олимпиад. Ежегодно в эфир выходит 45 радиовыпусков. Транслируются «Музыкальные переменки», результаты акции из серии «Копилка доброты» и т.д.;
  •  интернет-группу — разновозрастное сообщество школьников, педагогов, поддерживающее сайт Учреждения, странички в соцсетях;
  •  группу информационно-технической поддержки, фото и видео съемки школьных и общецентровских мероприятий.
Самоанализ организуемой в ФГБУ «ВДЦ «Алые паруса» воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.

Основными направлениями анализа организуемого в Учреждении воспитательного процесса являются:


  •  Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса (отряда). Способами получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников являются педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, беседа, диагностическое исследование уровня воспитанности, психологического климата в классных коллективах. Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся анализируется также на основании стабильных результатов в обучении, мотивации к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности, низкого процента пропусков занятий, отсутствия случаев правонарушений.

  •  Состояние организуемой в школе, в Центре совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.   Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных ключевых дел; качеством совместной деятельности классных кураторов и их классов, воспитателей и их отрядов; качеством организуемой внеурочной деятельности; качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; качеством существующего ученического самоуправления; качеством функционирующих детских общественных объединений; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством профориентационной работы; качеством работы школьных медиа; качеством организации предметно-эстетической среды; качеством взаимодействия Учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.