ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»

Реализация рабочей
программы воспитания

Воспитательная деятельность Учреждения ведется в рамках рабочей программы воспитания, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы основного общего образования ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» и направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также решение проблем их адаптации и социализации. 
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого примера, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:


  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

В воспитании детей целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:


  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  •  к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся способствует решение следующих основных задач:


  • реализация воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел;
  • реализация потенциала классного куратора в воспитании школьников, поддержка активного участия классных сообществ;
  • вовлечение обучающихся в кружки, студии, секции, работающие по программам внеурочной деятельности, дополнительным общеразвивающим программам, реализация их воспитательных возможностей;
  • реализация воспитательного потенциала и возможностей школьного урока (занятия), использование интерактивных форм занятий с детьми;
  • инициирование и поддержка детского самоуправления — как на уровне школы, так и на уровне Центра;
  • инициирование и поддержка деятельности детских общественных организаций;
  • организация профориентационной работы с обучающимися;
  • развитие предметно-эстетической среды школы, Учреждения и реализация ее воспитательных возможностей;
  • организация работы школьных медиа, реализация их воспитательного потенциала;
  • организация работы с законными представителями обучающихся, направленная на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в соответствии с календарным планом воспитательной работы в рамках направлений воспитательной работы, представленных в соответствующих модулях: «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство» «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Самоуправление», «Профориентация», «Работа с законными представителями», «Экскурсии, походы» «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды».

Основными формами работы являются:

  • коллективные творческие дела, интересные и значимые для школьников, объединяющие их вместе с педагогами в единый коллектив;
  • комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, волонтерской, трудовой направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума: участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану» и др.; в городских акциях «Сбереги дерево — сдай макулатуру», «Посади дерево», «Чистый город», «Белый цветок», «Бегу за тебя»;
  • общецентровские праздники «День педагога», «Наша гордость — Республика Крым», «День народного единства», «День матери», «Удивительный Новый год», «День защитника Отечества», «8 марта», «Великой Победе слава!», «Медицинским работникам посвящается, «День России»;
  • социальные, творческие, исследовательские проекты;
  • игровая деятельность (ролевые игры социальной направленности, игровые тренинги по развитию познавательных процессов, деловые игры, квесты);
  • мастер-классы;
  • различные формы дискуссий (ток-шоу, дебаты, диспуты, круглые столы и т.д.);
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • агитбригады;
  • трудовые и экологические десанты;
  • пешие прогулки по городу, экскурсии и походы выходного дня, тематические экскурсии-наблюдения, экскурсии по городам Крыма;
  • посещение театров, музеев, предприятий города;
  • спортивно-оздоровительные соревнования и туристические марш-броски;
  • дни дублера и дни самоуправления;
  • дни профилактики правонарушений;
  • тематические недели и декады;
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и проектах в дистанционном формате;
  • организация родительских собраний и онлайн-консалтинга и мн. др.
С целью развития социальных компетенций обучающихся в Центре организована работа детского самоуправления. Ребята принимают участия в решении вопросов дисциплины, культуры поведения, поддержания чистоты и порядка, организации полезного досуга.

Одной из успешно решаемых задач детского самоуправления в учреждении является реализация информационной функции через пресс-центр («Школьные медиа»), который включает:



  • общецентровскую газету «Калейдоскоп», на страницах которой размещается информация к тематическим неделям и образовательным событиям, интервью и результаты соцопросов. Ежегодно издается 44 номера стенгазеты;
  •  детское радио, которое транслирует рубрики с новостями о жизни школы и Центра, поздравлениями именинников, победителей конкурсов и олимпиад. Ежегодно в эфир выходит 45 радиовыпусков. Транслируются «Музыкальные переменки», результаты акции из серии «Копилка доброты» и т.д.;
  •  интернет-группу — разновозрастное сообщество школьников, педагогов, поддерживающее сайт Учреждения, странички в соцсетях;
  •  группу информационно-технической поддержки, фото и видео съемки школьных и общецентровских мероприятий.
Самоанализ организуемой в ФГБУ «ВДЦ «Алые паруса» воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.

Основными направлениями анализа организуемого в Учреждении воспитательного процесса являются:


  •  Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса (отряда). Способами получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников являются педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, беседа, диагностическое исследование уровня воспитанности, психологического климата в классных коллективах. Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся анализируется также на основании стабильных результатов в обучении, мотивации к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности, низкого процента пропусков занятий, отсутствия случаев правонарушений.

  •  Состояние организуемой в школе, в Центре совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.   Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных ключевых дел; качеством совместной деятельности классных кураторов и их классов, воспитателей и их отрядов; качеством организуемой внеурочной деятельности; качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; качеством существующего ученического самоуправления; качеством функционирующих детских общественных объединений; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством профориентационной работы; качеством работы школьных медиа; качеством организации предметно-эстетической среды; качеством взаимодействия Учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

© 2022, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»