ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Алые паруса»

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные учебные кабинеты


Учебные кабинеты эстетически оформлены с применением цветовых и графических элементов, обеспечены методическими материалами, оборудованы стеллажами для хранения учебных пособий, модульной учебной мебелью, что обеспечивает возможность трансформации пространства, организации фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.
Все учебные кабинеты оснащены интерактивные панелями, ноутбуками, планшетными ПК, TV-панелями, звуковым оборудованием (колонки, акустические системы), рабочим местом учителя с периферией. Кабинет информатики оснащен ПК с периферией, аудио-гарнитурами, приспособленными для использования обучающимися с ограничениями по слуху.
Кабинеты физики, химии, биологии, технологии оснащены учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием для выполнения лабораторных работ, опытов, химических экспериментов, практических занятий по учебным предметам. Для слабовидящих обучающихся в учебных кабинетах предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на интерактивной панели) при помощи увеличения шрифта для просмотра, а также использование линз Френеля в индивидуальной работе.

См. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» оборудован и функционирует коррекционно-развивающий кластер с локациями и кабинетами различной направленности:
кабинет когнитивного и речевого развития (кабинет учителя-логопеда) - локация «Лига Лого»;
кабинет психотерапии с сенсорной арт-студией - локация «Равновесие»;
зал сенсорной интеграции - локация «Шалаш»;
кабинеты педагогов-психологов - локации «Перезагрузка» и «Тренинг+»;
кабинет учителя-дефектолога - локация «Пробуждение»;
сенсорно-динамический зал - локация «Дом Совы»;
комната релаксации (сенсорная комната) - локация «Гармония».
Кабинеты кластера оснащены современными техническими средствами обучения, программным обеспечением, учебно-методическими и дидактическими пособиями, игротекой. В работе специалистов используются аудиовизуальные психокоррекционные программы комплекта «САНАТА» («Тонус», «Статус», «Релаксон», «САНАТА»), светозвуковая приставка «Лингвостим», комплект диагностических программ и тренажеры для развития когнитивных процессов «Психология в школе»

Обзор коррекционно-развивающего кластера

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Библиотека доступна для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе для маломобильных групп населения.
Предусмотрена помощь при входе в библиотеку и выходе из нее, при ориентации, сопровождении по различным зонам обслуживания, передвижении в пространстве библиотеки, выполнении функциональных процедур и операций.
Библиотека оснащена интерактивной панелью, планшетными ПК, МФУ, рабочим местом педагога-библиотекаря с периферией. Для обучающихся с нарушениями слуха имеется  информационная портативная система, для слабовидящих обучающихся установлен стационарный цифровой увеличитель.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебными планами, образовательными программами.
Библиотека обеспечивает доступ к информации на различных носителях: бумажном , цифровом , коммуникативном.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Спортивная площадка с комплексом антивандальных тренажеров условно доступна для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, имеет мягкое искусственное покрытие, вход (въезд), адаптированный для маломобильных групп населения.
Дополнительно оборудована локация со спортивно-игровым комплексом для физической активности обучающихся.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В образовательном процессе используется широкий спектр средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

Печатные информационные ресурсы:
учебники и учебные пособия, периодические печатные издания, книги для чтения, хрестоматии, энциклопедии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.п. По состоянию на 01.01.2024 фонд учебной литературы составляет 4011 единиц, в том числе учебники для обучающихся с ОВЗ, фонд художественной литературы - 8520 единиц.

Аудиовизуальные средства:
слайды, слайд-фильмы, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, HD) и т.п.

Технические средства:
компьютерная техника (компьютеры, ноутбуки, планшетные ПК) - 108 ед.; интерактивные панели – 14 ед.; интерактивные столы - 2 ед.; копировально-множительная техника - 31 ед.; TV-панели - 22 ед.; информационные киоски - 2 ед., цифровые лаборатории и т.д.

Электронные образовательные ресурсы:
сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и мультимедийные учебники и т.п.

Наглядные плоскостные средства:
плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски.

Демонстрационные средства:
гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные.

Учебные приборы:
компасы, барометры, колбы, микроскопы, иное лабораторное оборудование.

Оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь:
тренажеры, гимнастическое оборудование, туристическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и др., инструменты, включая музыкальные.

В процессе использования различных средств обучения и воспитания применяются следующие принципы:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения (традиционных и современных);
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и др.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения и воспитания.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание школы

В здании школы обустроена входная группа с пандусом, тактильной плиткой, тактильными и контрастными лентами, кнопкой вызова, информационными табличками со шрифтом Брайля. Во всех коридорах школы установлены пристенные поручни, на дверях контрастные ленты. Перила лестничных клеток оборудованы дополнительным поручнем.


Обучение маломобильных групп детей организовано на первом этаже здания школы.

В санузлах предусмотрены дополнительные кабины

для маломобильных групп населения.

Специальные условия питания

Обучающимся обеспечено пятиразовое питание по сбалансированному детскому меню и диетическое питание (по показаниям) в соответствии с санитарными правилами и нормами, действующими в Российской Федерации. Питание осуществляется в помещении столовой (I этаж клуба-столовой общей площадью 1035,8 кв. м). Доступ в здание клуба-столовой и в обеденный зал для маломобильных групп обучающихся обеспечен. Обеденный зал рассчитан на 100 посадочных мест. Прием пищи осуществляется в две смены.

См. Информация об условиях питания, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия охраны здоровья


В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В ФГБОУ "ВДЦ "Алые паруса" разработаны и реализуются стандарты комплексной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с соматическими заболеваниями, сахарным диабетом, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра. Стандарты рассмотрены и рекомендованы к применению ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики", ГБУЗ РК "Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации".

См. Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

См. Медицинские услуги

Психолого-педагогическое сопровождение


Осуществляется непрерывное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Функционирует отдел психолого-педагогического сопровождения.
Основные направления деятельности отдела включают в себя:
психолого-педагогическое сопровождение реализации программ основного общего и дополнительного образования;
психолого-педагогическую и логопедическую диагностику;
коррекционно-развивающую работу с обучающимися;
психолого-педагогическую профилактику, консультирование и просвещение субъектов образовательного процесса.
В штате отдела психолого-педагогического сопровождения работают квалифицированные специалисты: 2 учителя-логопеда, 3 педагога-психолога, 2 учителя-дефектолога, 1 социальный педагог).
В ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» создан и функционирует психолого-педагогический консилиум, задачами которого являются выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся, разработка рекомендаций по организации учебной деятельности и психолого-педагогического сопровождения и др.

См. Психолого-педагогическое сопровождение
См. Документы (локальные нормативные акты)
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» работает в среде единой локальной компьютерной сети. Скорость интернет-соединения составляет 500 мбит/с. Условия доступа обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставляется во время урочной и внеурочной деятельности с персональных компьютеров, находящихся в кабинете информатики, ноутбуков и планшетных ПК. Операционные системы имеют специальные режимы для обучающихся с ограничениями по зрению (крупный текст, контрастная схема, отказ от фоновых изображений, выделение области нахождения курсора).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к электронным образовательным ресурсам с официального сайта ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса». Официальный сайт имеет альтернативную версию для слабовидящих.

См. Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

Система информ. портативная для слабослышащих «Исток» А1

Система информ. стационарная для слабослышащих «Исток» С1

Стационарный цифровой увеличитель ЭСВУ Элемент

Линза Френеля ЛФ-3х

Сменные кресла-коляски

Логопедический тренажер "Дэльфа 142.1" модификации "РАС"

Программа коррекции дисграфий и дислексий "Море словесности"

Аппарат для коррекции развития речи АКР-01 "Монолог"

Интерактивный логопедический стол MAG-02

Устройство для распознавания речи "Чарли"

Аудиокласс "FM-система СОНЕТ 2.0"

Наличие условий для беспрепятственного доступа в спальные корпуса

В спальных корпусах обустроены входные группы с пандусом, тактильной плиткой, тактильными и контрастными лентами, информационными табличками со шрифтом Брайля.

Установлены кнопки вызова в санузлах и на входных группах. Установлены пристенные поручни.

Санузлы изолятора и клуба-столовой приведены в соответствие для маломобильных групп населения.

Количество жилых помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Все жилые помещения приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, за исключением лиц, использующих для передвижения кресло-коляску.

Наличие выделенной стоянки для автотранспортных средств инвалидов

Оборудована стоянка для автотранспортных средств инвалидов.

Наличие условий для беспрепятственного доступа на пляж инвалидов и лиц с ОВЗ

Территория пляжа приведена в соответствие для приема лиц с ОВЗ и инвалидов. Обустроена дорожка с установкой пандуса для спуска к воде. Уборная приведена в соответствие для приема маломобильных групп населения.

Кадровое обеспечение

Грамотная кадровая политика, осуществляемая в ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса», помогает выстроить слаженную систему структурного взаимодействия, обеспечивает возможности для качественной реализации программ инклюзивных смен.
Осуществляется непрерывное повышение квалификации педагогических и медицинских работников, обмен опытом, направленный на развитие профессиональных компетенций, проводятся психологические тренинги, направленные на профилактику профессионального выгорания.
Все педагогические работники ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса» прошли обучение по программам повышения квалификации по работе с обучающимися с ОВЗ. Целенаправленно обучаются по программам профессиональной переподготовки по профильным направлениям: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, специальный психолог, клинический психолог, сурдопедагог, тифлопедагог.
Для проведения инклюзивных смен привлекаются как профессиональные специалисты, так и студенты педагогических отрядов. Разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Школа вожатых: инклюзивные практики», которая дает возможность получить практические навыки работы в инклюзивном детском коллективе.
Младший медицинский персонал обучен по направлению «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ».

См. Педагогический состав
См. Медицинский персонал